перспективы адаптивного
дзюдо в Пермском крае
Резюме. Возможности
адаптивного дзюдо: аналитическая и организационная деятельность; развитие
социальной инфраструктуры; подготовка кадров; организация научных исследований;
использование адаптивного дзюдо в физкультурно-оздоровительной работе; спорт
высших достижений и спортивный резерв; информационное обеспечение. Потенциал
адаптивного дзюдо в Пермском крае. Структуризация основных задач адаптивного
дзюдо относительно возможностей и перспектив дзюдоистов с ограниченными
возможностями здоровья.
Ключевые слова: адаптивный спорт, целевая модель адаптивного дзюдо; потенциал адаптивного
дзюдо в Пермском крае; дневник наблюдений; перспективы реабилитации адаптивным
дзюдо.
Адаптивный спорт. Основа национального дзюдо – государственный сектор. На сегодняшний день
в России работает около 1200 физкультурно-спортивных клубов для людей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Количество занимающихся адаптивной
физической культурой (АФК) и спортом достигает 95,8 тысяч человек. Открыто
свыше 10 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ для детей с
ограниченными возможностями здоровья. В тоже время в России насчитывается более
10 миллионов людей с ограниченными возможностями, и очень многие нуждаются в
проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта.
Таким, образом, на сегодняшний день в России адаптивной физической
культурой и адаптивным спортом официально занимается меньше 0,0001 процента от россиян с ограниченными возможностями здоровья.
Предпосылки
зарождения адаптивного дзюдо. Адаптивное дзюдо на основе единоборств – великолепная
база для решения задачи по развитию и в детях, и во взрослых с ОВЗ: силы,
ловкости, координации, удовлетворению потребности в движении, в тактильном и
психологическом общении для повышения социальной адаптации, укреплению эмоционально-волевой
сферы и общего физического здоровья.
Адаптивное дзюдо
успешно используется в реабилитационных целях в работе с людьми, имеющими
нарушение сенсорики (слепые, глухие), опорно-двигательного аппарата, психики
(аутисты, невротики, дети, страдающие гипер- и гиподинамией, задержками
психического развития), интеллекта (умственно отсталые), речи (заикающиеся,
логопаты), нарушения возникающие вследствие длительной социальной и тактильной
депривации (сироты, дети из трудных семей).
В Европе
действует программа «Дзюдо для всех». Одна из значимых частей программы – дзюдо
для людей с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничным
потенциалом. Дзюдо во Франции, Германии, Италии, Японии введено в основной
школьный курс по физической культуре. В
частности в Германии (Земля Нижняя Саксония) под патронатом Мартина фон ден
Бенкена ведутся активные занятия с юными дзюдоистами с синдромом Дауна. Рассматривается вопрос о включении этого вида спорта в Международную специальную олимпиаду для
умственно отсталых лиц.
Необходимо
подчеркнуть, что демонстрация выдающихся достижений дзюдоистов с ограниченными
возможностями здоровья, особенно если им удается установить рекорды Мира или
Паралимпийских или Сурдлимпийских Игр, является мощным средством формирования
активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и
потребности в собственном физическом совершенствовании не только у лиц с
устойчивым ограничением физических возможностей, но и у здоровых людей, ведущих
пассивный образ жизни.
Руководствуясь именно этими мотивами, Федерация дзюдо
России приняла программу по развитию дзюдо среди широких слоев населения,
определив «Развитие массового дзюдо и его использование в
физкультурно-оздоровительной работе» одним из основных направлений своей
деятельности, где обоснована необходимость разработки и реализации программ
дзюдо для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья в доступном для
них виде – на любом этапе обучения, используя современные технологии.
Возможности адаптивного дзюдо. Функционирование организаций, специализирующихся на
направлении адаптивного дзюдо, выстраивают определенные организационные, финансовые
и другие взаимосвязи, которые характеризуются ответственностью, сложностью,
подвижностью и неопределенностью.
Выделим основные направления деятельности РОО «Федерация
дзюдо Пермского края» по развитию адаптивного дзюдо:
1.
Аналитическая деятельность: выявление потенциально возможных целевых
групп с устойчивым интересом и потребностями в регулярных занятиях дзюдо,
повышении уровня образованности в области физической культуры, спорта и
здорового образа жизни;
2.
Организационная деятельность: укрепление взаимосвязей организаций,
специализирующихся на направлении адаптивного дзюдо по средствам: закрепления
за связями квалифицированных специалистов; стабильного финансового состояния,
на основе которого определяется качество оказания услуг и организационной
деятельности;
3.
Развитие социальной инфраструктуры: совершенствование сети летних
тренировочных баз; введение дзюдо в образовательные программы на уроках
физической культуры; организация доступа на уровне региона к
материально-техническому обеспечению для занятий адаптивным дзюдо; создание
комплексных социальных программ с участием волонтерских организаций; решение
проблем социальной защиты спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала;
4.
Подготовка кадров: подготовка и повышение квалификации
тренеров-преподавателей, инструкторов, реабилитологов, судейского персонала,
общественных организаторов (волонтеров);
5.
Организация научных исследований: разработка наиболее актуальных проблем адаптивного
дзюдо и пути внедрения результатов научных исследований в практику развития
дзюдо;
6.
Использование адаптивного дзюдо в физкультурно-оздоровительной работе:
разработка и внедрение специальных, общеразвивающих программ дзюдо для людей с
ограниченными возможностями здоровья различных возрастных и нозологических
групп, с учетом их особенностей и потребностей; решение проблем спортивной специализации и формирования
соревновательной практики;
7.
Спорт высших достижений и спортивный резерв: обеспечение гармоничного
сочетания государственного и общественного управления; пути повышения
эффективности организации проведения спортивных соревнований и их зрелищности;
совершенствование механизма стимулирования труда спортсменов, тренеров и
специалистов адаптивного дзюдо; оптимизация системы страхования в спорте;
8.
Информационное обеспечение: проведение массированной
информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр
разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижности имиджа
спортивного стиля жизни, занятия адаптивным дзюдо, ценности собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Потенциал
адаптивного дзюдо в Пермском крае. Так, к 2010 г. в Пермском крае:
-
созданы и функционируют более 60 спортивных залов, где занимаются дзюдо
свыше 6 тысяч мальчишек и девчонок (это 1% от
общего числа проживающих в крае детей и подростков), из них чуть менее
100 – юные дзюдоисты с ограниченными возможностями здоровья (это 1% от общего числа проживающих в крае детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья), в том числе и на базе
краевых коррекционных общеобразовательных школ-интернатов с нарушениями зрения
(с 2007г), слуха (с 2008г),
опорно-двигательного аппарата (с 2009г);
-
ведутся активные теоретико-методологические и практические разработки в
области обучения дзюдоистов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного
аппарата;
-
стремительно развивается ветеранское дзюдо. На Чемпионате России 2009
среди ветеранов первое место в общекомандном зачете с 42 наградами заняли
пермские дзюдоисты, на втором месте – республика Дагестан (8 медалей), на
третьем – Нижегородская область (7 медалей);
-
в 2010г адаптивное дзюдо было внесено в программу социальной реабилитации
юному дзюдоисту с поражением спинного мозга.
Целевая модель
адаптивного дзюдо. Потенциал и выявленные направления, являются предпосылками для
генерирования стратегической цели
адаптивного дзюдо – раскрыть теорию и практику построения новых и
совершенствование действующих технологий дзюдо для работы с людьми с
ограниченными возможностями здоровья различных возрастных и нозологических
групп в разные временные периоды, обосновывая объективную необходимость
обучения двигательным действиям, развитие физических качеств и интеллектуальных
способностей с последующей реальной интеграцией в социум, с использованием
основных концептов европейского и всемирного дзюдо в неразрывном единстве с
теорией и организацией адаптивной физической культуры.
Объединяющим фактором
тренировочно-реабилитационного процесса дзюдоистов с сенсорными нарушениями и
дзюдоистов с нарушением опорно-двигательного аппарата является приоритет
социализации и интеграции, и только по достижении положительного эффекта –
появляется положительный эмоциональный фон для активных реабилитационных
мероприятий.
В таблице представлена
структуризация основных задач адаптивного дзюдо относительно возможностей и
перспектив дзюдоистов с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица
Основы целеполагания адаптивного дзюдо
Основные задачи адаптивного дзюдо |
Уровень целеполагания |
|
Юные дзюдоисты с сенсорными
нарушениями |
Юные дзюдоисты с нарушениями
опорно-двигательного аппарата |
|
Овладение высоким уровнем спортивного мастерства
в дзюдо и достижение максимального (рекордного) результата |
1 |
6 |
Формирование спортивной культуры инвалида,
приобщение его к общественно-историческому опыту дзюдо |
2 |
5 |
Освоение мобилизационных, технологических,
интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической
культуры, которые способствуют рациональной организации своего стиля жизни,
проявлению внутренней дисциплины, собранности, выносливости, быстроте оценки
ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели, гибкости тела,
координации движений и др. |
3 |
4 |
Освоение характерных для адаптивного дзюдо
социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации,
федерации, клуба, ассоциации, выполнение функции судьи, помощника тренера,
организатора соревнований и т.п.) |
4 |
3 |
Расширение круга лиц для осуществления
коммуникативной деятельности |
5 |
2 |
Повышение уровня качества жизни |
6 |
1 |
Повышение качества
уровня жизни посредствам адаптивного
дзюдо для спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе
и с поражением спинного мозга – приобретает первостепенный уровень задач. Далее
по убывающей – по возможности в перспективе появляется и овладение высоким
уровнем спортивного мастерства. Спортсмены с сенсорными нарушениями сразу берут
за основу спорт высших достижений, поскольку у них есть Паралимпийские и
Сурдлимпийские игры. И далее по возрастающей – по достижению результатов
появляется и возможность улучшения качества жизни.
Дневник наблюдений. Подготовка дзюдоиста состоит из
упражнений для разогрева и развития силы мышц и подвижности суставов, отработки
приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяются
правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного
рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при
падении.
На занятиях адаптивным дзюдо необходим постоянный
врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания
адаптивного дзюдо с другими методами комплексной реабилитации. Также занятия
адаптивным дзюдо предусматривают чередование повышенной мышечной деятельности,
вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что
является необходимым условием тренировки. Утомление нельзя рассматривать как
нечто патологическое, вредное для организма юного дзюдоиста, оно представляет
собой естественное состояние, возникающее под влиянием мышечной деятельности.
При небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус,
становятся более интенсивными процессы восстановления.
Для контроля за состоянием дзюдоистов с сенсорными
нарушениями достаточно этапного и оперативного контроля основных морфологических
и функциональных показателей. Тогда как для исключения возможных осложнений в
тренировочно-реабилитационном процессе юных дзюдоистов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата необходим текущий функциональный контроль
(каждодневный), сопровождающийся мгновенной реакцией на внезапные изменения. В
частности, у юных дзюдоистов с поражением спинного мозга при возникновении
гипотензивной реакции и ортостатической гипотензии, при дальнейшем развитии
необходимо прекращение нагрузок, и выведение спортсмена в горизонтальное
положение; уменьшение спазм различной интенсивности парализованных мышц;
регулирование температуры тела.
Перспективы реабилитации адаптивным дзюдо. Создание для дзюдоистов с
ограниченными возможностями здоровья комфортных условий приведет к подавлению
чувства страха, максимально мобилизует не только физические качества, но и
волевую сферу, при этом у спортсмена с ограниченными возможностями здоровья
появится уверенность, самоутверждение, и занятия будут восприниматься как игра,
удовольствие.
Библиография
1.
Закиров, Р.М. Методика
обучения защитным действиям юных дзюдоистов, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья : Монография / под ред. Р.М.Закирова,
Ю.В.Наборщиковой, Ф.Х.Зекрина ; Чайковский
гос. инс-т физ.культуры – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО». – 2010. – 211 с.
2.
Наборщикова, Ю.В. Реабилитационная
направленность процесса обучения технико-тактическим подготовительным действиям
юных дзюдоистов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специальность
032102 (022500) – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивная физическая культура) : Методические рекомендации / под
ред. Ю.В.Наборщиковой, В.И.Плотникова, Р.М.Закирова – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО». – 2010. – 54 с.
3.
Путин, В.В. Учимся
дзюдо с Владимиром Путиным : Учебно-практическое пособие / В.В.Путин,
В.Б.Шестаков, А.Г.Левицкий – М.: ЗОА «ОЛМА Медиа Групп», 2009. - 159с.
4.
Частные методики адаптивной
физической культуры : Учебник / под общей ред. проф. Л.В.Шапковой – М.: Советский спорт,
2007. – 608с.
5. Шестаков, В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо : Учебное посо